Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономические преобразования, которые осуществляются в Россиив последние годы, повлияли на существенную трансформацию в экономике страны. Это имеет отношение к изменению форм собственности, подходам к организации и размерам производства, возникновению различных организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, появлению новых организационно-экономических механизмов функционирования, степени участия государства в экономике страны. В условиях турбулентности мировых рынков и стагнации национальной экономики существенно возрастают задачи и степень влияния государства на экономические процессы. Государство выступает равноправным актором в современной бизнес-среде.
Актуальность темы исследования определяется также отсутствием достаточно обоснованных и юридически закрепленных критериев государственного предпринимательства в условиях современной России, четкого разделения функций между государством и частным бизнесом.
Констатируя отсутствие четкой государственной политики в государственном секторе экономики, нельзя не заметить, что именно это обстоятельство создает существенные проблемы в привлечении инвестиций в предприятия с государственным участием.
Необходимо отметить, что проблематика исследования вопросов существования и развития различных форм государственного предпринимательства не нашла достаточного отражения в научной литературе в виде комплексного экономического исследования. Интересным представляется также изучение зарубежного опыта развития форм государственного предпринимательства.
На основании изложенного полагаем необходимым систематизировать знания о феномене государственного предпринимательства, а также расширить комплексные исследования по вопросам тенденций существования различных форм государственного предпринимательства.
Степень изученности темы исследования. Проблемы государственного предпринимательства и реализации его различных форм экономике исследовались Ф. Хайеком, М. Фридменом, Р. Лукасом, Т. Серд-жент Дж. Кейнсом, Дж. Миллем, Дж. Тобиным, Р. Солоу, Н. Калдором. Вопросам участия государства в экономической жизни, проблемам государственного предпринимательства посвящены работы таких авторов как: З.Г. Антонова, С.А. Астапенков, Г.Г. Бо-гомазов, Н.С. Волостнов, А.Н. Воронков, Т.М. Гелло, В.Г. Голубцов, A.А. Горбунов, И.В. Дойников, И.К. Другов, В.В. Каюков, М.В. Клинова, В.А. Кныш, JI.A. Колесникова, В.К. Кошкин, С.Н. Лапина, Н.И. Лях, А.В. Малявина, Н.В. Медведева, Г.А. Николаев, Р.Б. Новрузов, B.П. Орешин, Е.В. Орлов, М.А. Рахматова, Г.Ф. Ручкина, В.Е. Савченко, О.С. Селевич, В. Студенцов, В.Л.Тамбовцев, Г.А. Черемисинов, И.А. Шаралдаева и др. авторов.
Объектом исследования выступает государство как субъект экономической деятельности. Предметом исследования является феномен государственного предпринимательства.
Целью исследования является рассмотрение экономических основ. Тенденций и проблем развития государственного предпринимательства. Исходя из цели исследования выделим следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретико-экономические основы государственного предпринимательства и определить проблематику исследования феномена государственного предпринимательства;
- исследовать формы государственного предпринимательства;
- определить тенденции развития государственных корпораций как формы предпринимательства.
Положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы в дальнейших работах по формированию представления о многообразии подходов к анализу социально-экономической сущности современного государства, а также для исследований в сфере государственного предпринимательства.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретико-экономические основы государственного предпринимательства
Субъекты государственного предпринимательства всегда играли существенную роль на рынке услуг и товаров. Сегодня государственная предпринимательская деятельность включает в себя управление такими важными стратегическими объектами как железные дороги, почты и т. д.
Уровень конкуренции между частными и государственными монополиями не так уж и велик, потому что частные предприниматели, когда их бизнес перерастает в особо крупные масштабы, сами заинтересованы в государственном регулировании, что дает им гарантии защиты от агрессии конкурентов. Государство оказывает правовую поддержку различным видам частной предпринимательской деятельности как на внутреннем, отечественном рынке, так и на внешнем.
На современном этапе развития рыночная экономика не может существовать без государственного вмешательства. Государственную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: государство как субъект рыночных отношений и государство как регулирующий механизм.
Сам по себе механизм функционирования рынка содержит в себе регулирующие элементы, такие как соотношение заработной платы населения и ценовая политика относительно товаров массового потребления. Это позволяет поддерживать уровень трудовой занятости населения и обеспечивает его способность выступать потребителями товаров.
Рисунок 1 – Методы государственного регулирования предпринимательства
Демократические принципы функционирования внешнего и внутреннего рынка предусматривают существование разнообразных форм собственности, суть которых известна. Меньше известно о государственной собственности, которая достаточно развита в ведущих европейских странах, таких как Англия, Германия, Франция, Австрия.
Для того, чтобы любая структурная, составляющая в системе, функционировала удовлетворительно, необходимо вмешательство государственных структур. Во все времена государство, помимо законодательных, оборонительных и судебных функций, еще играло важную роль в экономической сфере. Контроль государства над экономикой страны зародился еще в период возникновения самых ранних государственных образований и значительно развился в европейских странах в начале периода средневековья. Каждая отдельная экономическая отрасль в разной степени подвержена государственному контролю и регулированию.
Без сомнения, государство должно иметь определенные функции контроля и регулирования деятельностью страны для того, чтобы обеспечивать нормальные условия функционирования бизнеса разных масштабов. Но среди предпринимателей, надо полагать – исходя из их интересов, существуют разные мнения по поводу того, в какой степени тот или оной сектор производства должен подвергаться государственному регулированию. Одни предприниматели настаивают на правильности существования и развития форм государственного монополизма, другие же придерживаются либеральных взглядов. В то же время на исторических примерах (кейнсианская революция) уже доказано, что экономический сектор страны сам по себе не способен исцелить себя в случае финансового упадка.
Рисунок 2 – Виды предпринимательства
В литературе государственное предпринимательство определяют как расширение форм и масштабов участия государства в экономической среде как субъекта хозяйствования, а именно одного из крупнейших собственников. Многие авторы понятие государственного предпринимательства сводят к деятельности государственного и муниципального предприятия. Проблему правового регулирования государственного предпринимательства в научной литературе полностью не раскрыли. Это имеет отношение как к современному, так и к предшествующим историческим периодам. Между тем, как уже указывалось выше, изучение сущностностных особенностей, формы и особенностей такого феномена как государственное предпринимательство позволяет решить важнейшие проблемы правового характера .
Понятие «государственное предпринимательство» является для нас привычным. Понятие «услуга» находится в сфере частного права как инициативная и самостоятельная деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Отношения по оказанию возмездных услуг регулируются нормами гражданского законодательства (нормы главы 39 ГК РФ). Вероятно, понятие «услуга» и тем более «безвозмездная услуга» не наделено должным правовым обоснованием и развитием .
Дж. Миллем в трактате «Основы политической экономики» (1848)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева Е.Ш. Институт охраны и защиты прав предпринимателей: Сравнительно-правовое исследование законодательств России и Англии. М.: Статут, 2015. 144 с.
2. Арыкбаев Р.К. Модернизация управления финансовыми потоками системы государственных заказов: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011. С. 37 - 38.
3. Добровинская А.В. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 4. С. 21 - 24.
4. Иванова Т.Е., Мейсигамов М.Б. Трансакционные издержки в государственном предпринимательстве // Экономика: теория и практика. - 2011. - № 3. - С. 49-55.
5. Инжиева Б.Б. Участие государства в современном гражданском обороте: Монография / Под ред. А.Я. Рыженкова. М.: Юстицинформ, 2014. 182 с.
6. Иншакова А.О., Кагальницкова Н.В. Обусловленность правовым статусом законодательного признания полномочий госкорпораций по осуществлению публичных функций // Власть Закона. 2017. № 3. С. 22 - 31.
7. Кашанина Т.В. Корпоративное право. Право хозяйственных товариществ и обществ. М.: Инфра-М - НОРМА, 1999. С. 138.
8. Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства в публичном секторе экономики: монография. М.: РГУП, 2017. 276 с.
9. Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. - М.: Эксмо, 2007. - 1040 с.
10. Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. 250 с.
11. Смотрицкая И.И. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009. С. 16;
12. Столярова Е.И. Государственное предпринимательство: экономическая теория и российская практика // Вестник РУДН. Серия «Экономика». - 2009. - № 2. - С. 36.
13. Цыганков Э. Формы государственного предпринимательства // ЭЖ-Юрист. 2012. № 31. С. 1, 4 - 5.
14. Эльдаров А.М. Государственные закупки и государственный заказ: содержание и соотношение понятий // Финансовое право. 2018. № 4. С. 32 - 38.